Миссия современной школы давно вышла за рамки только обучения, современный выпускник – это образованный социально-адаптированный молодой человек, этого требует социально-экономическая ситуация в нашем обществе. Немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и  деловых взаимоотношений. Получив опыт работы в структуре УС, выйдя из стен школы выпускник может применить свои знания и навыки в разных видах деятельности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого ученика. Оно дает возможность раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности, ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем коллектива.
Модель ученического самоуправления «Районный Школьный парламент (РШП)».
В настоящее время РШП действует на базе «Центра детского развития,  досуга и творчества г.Нижнеудинск».

В его структуру входят три палаты: 1 - выборные члены от ОУ (8-11кл.); 2 - руководители органов школьных самооуправлений; 3 – взрослые представители, которые осуществляют координационные и консультативные функции.

Общее руководство Парламентом осуществляют председатель, зам. председателя и секретарь.

Основной организационной формой работы Парламента является общее собрание, сессия, а также сборы 3 межпалатных комитетов: по проектной деятельности; по социальным исследованиям; по связям с общественностью.

В своей деятельности Парламент руководствуется «Положением о Районном Школьном Парламенте», которое было разработано на основании Постановления губернатора «О самоуправлении школьников в общеобразовательных учреждениях Иркутской области» (№ 34-П от 23.01.2004 г.), а так же решениями РШП и решениями сессии Областного Детского Парламента.

В 2006 года была разработана эмблема РШП, а в 2011 году, по инициативе начальника управления образования Ивановой И.П., для членов РШП был разработан специальный отличительный нагрудный знак.

Ежегодно члены Районного школьного парламента принимают участие в работе областных фестивалей «Молодежь Прибайкалья», «Байкал - 2020»; совместно с Областным детским парламентом работают над областными проектами, такими как: «Совет младших классов», «Здоровье+», «Эхо культуры» и многими другими; реализуют муниципальные проекты: «Б@бушка и дедушка онл@йн», «Подарок другу», «Память сердца», «Народные традиции - моя история, моя культура», «Школьный двор», принимают участие в «Слете волонтеров», «Вахте памяти».

В течение 5 лет актив Парламента реализует проект «Горячая линия». Это встречи ребят с мэром муниципального образования «Нижнеудинский район», главой города Нижнеудинска, начальником Управления образования, специалистами разных направлений, где в ходе диалога обсуждаются и решаются проблемы школьного сообщества. 

Членами Парламента организуются акции: «Родом из детства», «Поздравь учителя», «Мы за ЗОЖ», «Дети войны», «Позвони близким» и многие другие.

РШП долгие годы тесно сотрудничает с Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие» и Социально- реабилитационным центром, устраивая для их воспитанников праздники, такие как: «Новый год», «День Защитника Отечества», «8 марта», «День защиты детей» и др.. С ноября 2014 года реализуется муниципальный проект «Подружись с компьютером», где парламентарии обучают детей с ограниченными возможностями компьютерной грамотности.

Заседания РШП включают в себя не только работу по текущим вопросом и проектам, но и учебу актива.

Для выявления лучших представителей органов школьных самоуправлений РШП ежегодно организует и проводит муниципальный конкурс «Лидер ученического самоуправления», победители которого имеют честь представлять территорию Нижнеудинского района на областном конкурсе.

По результатам работы ребята – члены РШП награждаются премией мэра Нижнеудинского района, почетным знаком «Надежда и гордость Нижнеудинского района».

Но главный итог, на наш взгляд, заключается в том, что общественно значимая деятельность каждого отдельного члена РШП в рамках работы всего Парламента в целом, помогает ему в его самовыражении, в поиске своей «ниши», области деятельности, где он сможет реализовывать свои таланты и способности, сформировать необходимые ему качества лидера.